?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Инфографика: Макаронный Монстр Илона Маска в цифрах и диаграммах - kostyad
kostyad
kostyad
Инфографика: Макаронный Монстр Илона Маска в цифрах и диаграммах
Оригинал взят у smoliarm в Инфографика: Макаронный Монстр Илона Маска в цифрах и диаграммах
Коллеги с форума НСФ попросили меня сделать несколько графиков по теме Spacex.

Возможно, что моим читателям здесь это будет интересно.

Рис. 1: Орбитальные пуски 2017 года по запускающим организациям

На этом графике по горизональной оси показано общее число орбитальных пусков, сделанных данной компанией (госструктурой) – названия компаний показаны на вертикальной оси и сгруппированы по странам. На примере Китая: гражданские и коммерческие пуски производит китайская Great Wall Industries, а военные спутники запускает People Liberation Army.

Выводу по этому рисунку:

SpaceX на нём найти просто, в этом году они сделали запусков – больше всех. На их долю приходится почти четверть всех успешных запусков в мире. Если же сравнивать с Россией:
Компания SpaceX сделала 16 пусков с двух стартовых столов;
Россия сделала 15 пусков – со всех площадок Байконура и Плесецка.

Рис. 2: Темпы пусков – сравнение Falcon 9 с Atlas 5.

На этом графике вертикальная шкала показывает порядковый намер пуска (начиная с самого первого). А горизонтальная шкала – это число дней между первым и N-ным пуском, поделённое на длинну условно-учётного года (365.25). Тонкие линии показывают полиномную аппроксимацию точек по простому МНК.

Выводы по рисунку:

·         В первые четыре года «темпы роста» у Фалькона и Атласа были примерно одинаковы;

·         Но в дальнейшем их дорожки расходятся: SpaceX наращивает темп запусков гораздо круче. Сейчас их средний темп по крайней мере в полтора раза выше, чем у Атласов;

·         График позволяет ожидать (прогнозировать) дальнейшее увеличение темпа пусков;

·         И последнее, на мой взгляд – главное: график показывает устойчивость фирмы SpaceX к авариям. Тонкая голубая линия на всех участках сохраняет выгнутость вверх – т.е., её вторая производная сохраняет положительное значение. Они продолжают наращивать темп – несмотря на аварии.

Рис. 3: Темпы пусков – сравнение Falcon 9 с Протоном.

Здесь я не стал отсчитывать от первого пуска, первый пуск Протона – «теряется во тьме веков». Здесь я показал динамику пусков за последние 5 лет. Красной заливкой отмечены аварии (спутник потерян), жёлтой заливкой – частичные аварии (спутник добрался до целевой орбиты, но за счёт сокращения срока службы). Крестики попазывают пуски, запланированные на остаток 2017 года. Да, я знаю, что пуск Благовеста Протоном в декабре не состоится – наверняка. Но официального сообщения об этом ещё не было. Точно так же – есть немалая вероятность, что один (или два) крестика Фольконов отлетят на 2018. Злесь я отразил планы – как они известны сейчас.

Что касается выводов:

·         За эти пять лет (период с 2013-2017) Falcon 9 обошел Протон по количеству пусков – 41 пуск против 33, или – превышение составляет 24%;

·         Но гораздо важнее, что Falcon 9 обошел Протон по качеству пусков: 95% успехов против 88%. А в терминах аварийности это означает, что за пять лет эксплуатации Falcon 9 продемонстрировал аварийность в 2.5 раза лучше, чем у Протона за тот же период.

Макаронный монстр конаныхиных оказался – не таким уж макаронным...

Рис. 4: Темп роста годового оборота SpaceX.

И напоследок ещё один качественный показатель – деньги.

Эпиграф:
БарабошевМаменька, у меня к вам финансовый вопрос.
(А.Н. Островский, «Правда хорошо, а счастье лучше»)

Здесь я показал годовой оборот SpaceX (в миллионах $).
Категория «US gvt» представляет деньги, полученные по контрактам с американскими госструктурами – NASA, USAF и NRO. Все остальные поступления включены в категорию «Private contracts», хотя строго говоря это «деньги, полученные НЕ от госструктур США». Самый светлый прямоугольник представляет деньги по пяти пускам, которые запланированы на ноябрь-декабрь этого года.

Ещё две детали:

В годовые бюджеты НЕ включены поступления от контракта с НАСА по программе Commercial Crew Transportation – поскольку конкретная разбивка выплат по этапам ещё не опубликована.

То же самое и с контрактом от USAF на разработку метанового двигателя (Раптор) для будущего EELV: тут известна только общая сумма, 94 M$, но какая доля выплачена в 2017, а какая будет в апреле 2018, по завершению контракта – ещё не известно.

Поэтому сегменты «US gvt» в 2016 и 2017 следует рассматривать как минимальную оценку – реальные цифры больше.

Выводы по диаграмме:

·         В этом году SpaceX впервые пробила планку «один миллиард» по годовому обороту, продемонстрировав при этом резкий скачок в revenue по сравнению с предыдущими годами;

·         В этом, как и в прошлом году, порядка половины их оборота приходится на Негосударственных заказчиков;

·         И последнее –

справа я показал для сравнения «весь Роскосмос»: здесь просуммированы все коммерческие пуски этого года (три Протона и один Рокот), два Союза, проданные Ариану дла запусков из Куру, транспортировка астронавтов на МКС и последняя поствка Локхиду двигателей РД-180.

Сумма эта выглядит довольно скромно – рядом с макаронным монстром, над которым так смеялись конаныхинские «русские инженеры».

Эпилог:
Проклятый басурман, – проворчал Спицын, закутываясь в одеяло. – Нужно ему было свечку тушить...
(А.С. Пушкин, «Дубровский»)



Этот же пост на Дриме https://smoliarm.dreamwidth.org/316484.html

Leave a comment